
Этот текст относится к событиям 9 (22) января 1905 года, который позже окрестили "Кровавым воскресеньем" и началом первой русской революции.
Уже буквально через несколько месяцев эти события превратились в символ, а символы не терпят полутонов. По версии революционеров, царский режим (в отсутствие царя) расстрелял мирную рабочую демонстрацию. Люди, вышедшие на демонстрацию, как на праздник, были безжалостно расстреляны солдатами, не пускавшими демонстрантов к центру города. По версии официальной, провокаторы, находившиеся в праздничном шествии, стреляли по солдатам и полицейским, а потом повели толпу на прорыв, попутно пытаясь отобрать у солдат винтовки. Ответ военных носил сугубо оборонительный характер.
Правы, как часто бывает в истории, и те, и другие. Демонстрация, которую организовал священник Георгий Гапон, имевший большой авторитет у рабочих, действительно была мирной – люди хотели подать прошение императору. Гапон, заведомо знал, что Николая II в городе не будет, но дату выступления менять не стал. Солдаты действительно не пускали её в центр Петербурга. Были и выстрелы из толпы, и ответная стрельба, правда, организованными залпами. Но эти частности быстро утонули в крови революции. Россия, начав 1905 год с мирной демонстрации, попала в бешеный водоворот обоюдного террора, из которого выбралась только к 1908 году.
Так шествие 9 января 1905 года, на которое его рядовые участники выходили как на мирную демонстрацию, стало начало кровавых потрясений в российской истории.