Астрономия

Источник все ближе — обнаружен сигнал из космоса с нарастающей частотой

Эльвира Солодовникова
1 месяц назад

Группа астрономов смогла уловить и отследить сигнал, поступающий из-за пределов нашей галактики. Он относится к типу FRB, это короткие импульсы неизвестной природы. Этот исходит от объекта, находящегося максимально близко к Земле.

Сигнал назвали FRB 20200120E. Нечто подобное улавливают периодически с 2007 года. Быстрые радиовсплески до сих пор не разгаданы учеными. Они очень короткие, но очень мощные.

Первый цикличный сигнал

До 2020 года каждый сигнал улавливали единожды, поэтому отследить, откуда он приходил, не удавалось. Но недавно специалисты получили сразу несколько импульсов, исходящих из одной точки с определенной периодичностью. FRB 20200120E назвали цикличным. Его улавливали через определенные промежутки времени, поэтому специалисты смогли отследить точку выхода импульса. Астрономы указали, что исходит сигнал из галактики M81, которая удалена от нашей планеты почти на 12 млн световых лет.

М81
Галактика М81, из которой до Земли доносится сигнал

Ученые подтверждают, что это ближайший к Солнечной системе источник FRB-волн из известных науке. Он в десятки раз ближе, чем тот, который считался самым близким ранее. Астрономы не предполагали, что подобные небесные объекты могут транслировать радиовсплески. Он исходил из шарового скопления древнейших звезд.

Это событие не вписывается в составленную учеными картину мира. Всегда считалось, что шаровые скопления, состоящие из коллаборации звезд общей массой не больше массы Солнца, неактивны. Звезды в таких скоплениях формируются из одного газового облака в сжатые сроки. И затем ведут тихую, спокойную «жизнь» миллиарды лет. Когда ученые рассматривают подобные скопления светил, они совершенно не ожидают, что будет обнаружена нейтронная звезда.

Новое о космосе

До настоящего момента считалось, что FRB-радиовсплески формируют магнетары. Похоже, что открытие не несет ответов, а создает новые загадки.

Специалисты провели массу исследований периодически повторяющегося явления и сообщили, что им достоверно известно, что сигнал FRB 20200120E связан с галактической системой M81. А это значит, что это самый близкий к нам сигнал, так тщательно посылаемый в сторону Земли источником из Вселенной. Так как излучающий объект представляет собой скопление старейших звезд, событие бросает вызов теории, которая называет источниками FRB-радиовсплесков только магнетары.

Пульсар
Скрытый пульсар или иной механизм

Наряду с этим ученые признают, что очень редко в шаровых скоплениях присутствуют нейтронные звезды, которые называют миллисекундными пульсарами.

Есть вероятность, что сигналы исходят от двоичной системы из двух рядом расположенных объектов, например связки «нейтронная звезда — экзопланета» или от растущей черной дыры.

Пока астрономам известен источник FRB 20200120E, но не его природа. Это событие встряхнет научный мир, так как либо позволит составить новый ранее не известный механизм взаимодействия старейших звезд, либо поможет отыскать ранее не известный канал FRB-волн. И, похоже, он точно находится в космосе, а не на соседней кухне. Ранее мы писали, как ученые на протяжении 17 лет исследовали сигналы, исходящие от микроволновки.

Сюрприз для киндеров — как немецкий остров засыпало шоколадными яйцами и игрушками