Биология

Откуда в организме человека вирус, которому миллионы лет

Эльвира Солодовникова
9 месяцев назад

Эмбриональные стволовые клетки — первые строительные кирпичики зародышей млекопитающих, формирующиеся до имплантации эмбриона в матке, получили часть своих свойств от древнего вируса, который успешно встроился в наш геном многие миллионы лет назад. Об этом говорят ученые, опубликовавшие соответствующую статью в журнале Nature Structural & Molecular Biology.

Это стало известно во время исследования стволовых клеток. Ученых интересует их строение, потому что именно из них в дальнейшем у людей образуются все остальные типы клеток. Специалисты обнаружили, что стволовые клетки способны к трансформации. Это эволюционное наблюдение, о котором было известно давно. Но совсем недавно открылась правда о том, что за трансформацию ответственен древний ретровирус, который миллионы лет назад стал частью человеческой ДНК.

Этот факт ученые восприняли с положительной стороны, потому что, исследуя ретровирус, у них появится возможность найти эффективные методики лечения многих врожденных и даже приобретенных заболеваний.

Ретровирусы настолько адаптировались, что стали приносить пользу

В материале, опубликованном авторами исследования в Nature Structural & Molecular Biology, содержится объяснение, почему стволовые клетки могут перепрофилироваться и превращаться в другие виды клеток. Здесь рассказывается, что причиной плюрипотентности «кирпичиков» является эндогенный (паталогический) РНК-содержащий ретровирус, относящийся к семейству H или HERV-H.

Ретровирус
Жизненный цикл ретровируса

Древние РНК-вирусы попадают в клетку хозяина в ходе вирусной инфекции, после чего раздваивают функции генетического материала, выступая как РНК и ДНК. ДНК встраивается в первоначальный геном человека и становится неотъемлемой частью его клеток. Вирус превращается в профага — чужеродную, но не заметную часть структур. Проникают ретровирусы в половые клетки, после чего предаются потомству. Это внедрение произошло много миллионов лет назад, с тех пор 8% человеческого генома из поколения в поколение образуется с помощью HERV-H вирусных клеток.

Единственный полезный профаг

Ученым удалось обнаружить фрагмент ретровируса. Они обработали его РНК, которые тормозили нормальное функционирование вирусных клеток. После этого стволовые клетки прекращали синтез белков, отвечающих за трансформацию. А это значит, без ретровирусов они не могли нормально выполнять свои функции.

Специалисты выяснили, что патогенный вирус плотно засел в клетках приматов, остальные животные научились самостоятельно обеспечивать плюрипотентность. Ученые убеждены, что иногда в процессе трансформации стволовых клеток участвует вирусная ДНК, которая при отдельных нарушениях РНК макромолекул ускоряет эффективность процесса.

ДНК
8% генома людей изменены ретровирусом миллионы лет назад

Несмотря на природу вмешательства в деятельность стволовых клеток, специалисты отмечают, что данные механизмы обеспечения плюрипотентности работают очень продуктивно. В противном случае была бы высока вероятность нежелательных мутаций, перестройки ДНК. Но, как известно, мутации редко приводят к полезным изменениям. HERV-H ретровирус контролирует этот процесс, поэтому за миллиарды лет он стал для нас родственным и незаменимым.

Если людям удалось адаптировать ретровирусы, быть может, удастся успешно надрессировать бактерии, которые смогут приносить людям пользу.

Страна наоборот — почему в жаркой Чили нет пляжных курортов, но есть пингвины