Получи подарки и
стикеры в ВК
Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!
Нажми, чтобы узнать больше
Получить подарки
История

Морская крепость императора Петра Великого

328
3 месяца назад
Эльвира

После окончания Русско-японской войны положение российского флота оставляло желать лучшего. Кораблей не хватало, чтобы сражаться с германским флотом на равных. Предугадывая то, что вражеский флот попытается подойти к Санкт-Петербургу, военное командование приняло решение о строительстве береговых артиллерийских сооружений и создании минных заграждений, которые бы защищали Финский залив.

Лучшим местом для строительства оборонительных сооружений стала эстонско-финляндская береговая линия Нарген-Порккалауд, где проходит наиболее узкое место залива, и расстояние между берегами не превышает 35 км. Артиллерийские орудия, установленные на противоположных берегах, обеспечивали эффективное уничтожение вражеских судов, не давая им возможности проплыть вглубь залива. Кроме основной линии планировалось строить арсенал и единую фортификационную базу в Ревеле. Абоские шхеры и Моонзунд должны были стать местом швартовки миноносцев и подлодок. Исходя из этого, основная оборонительная линия пролегала между Ревелем и Порклаудом.

Схема
План расположения оборонительных орудий в Финском заливе

Основные артиллерийские установки должны были возвышаться на островах Нарген и Макилото для защиты Балтийского порта и укрепления позиций стратегически важной западной стороны залива, где находился береговой штаб. На полуострове Суроп предполагалось возвести батарею из морских пушек калибром 356 мм. В водах залива на главной линии, попадающей под радиус обстрела орудий с островов, должны были установить минно-взрывные заграждения. Кроме того, вспомогательные оружейные батареи были предусмотрены на Суропе, Наргене и Вимсе. Если бы противник все-таки прорвался через основную линию и прошел через сужение непосредственно в Финский залив, то его встретили бы пушки, установленные на острове Вульф, и флотилия, находящаяся в оборонительной позиции у восточного побережья залива.

Таким образом, Санкт-Петербург и Балтийский порт были бы защищены несколькими сотнями орудий различного радиуса и дальности действия. Здесь же врагов ожидали бы подводные мины и маневренные корабли с артиллерийскими пушками, поэтому штаб был уверен в правильности решения строительства морской крепости императора Петра Великого.

Строительство объектов началось в 1912 г. Первые работы были проведены на острове Нарген, где сначала началась прокладка ж/д полотна для транспортировки масштабных частей башен и орудий. Гражданские жители острова были переселены на материк. Второй фортификационный остров Макилото был сплошь покрыт скальником, поэтому возведение на нем оружейных батарей шло медленно, с использованием взрывчатки.

Установка
Береговая артиллерийская установка 305-52-мм батареи №43 у мыса Церель

Место для установки орудий выбиралось с учетом хорошей видимости и оптимального угла обстрела. Поэтому с самого начала орудия ошибочно располагались близко к кромке воды, без защиты и маскировки.

Строительству главного морского форта помешала Первая мировая война. Так как Ревель, где планировалось поместить главный штаб флота, еще не был хорошо защищен, началось возведение сооружений на Оландском архипелаге в нарушение одноименной конвенции о запрете строительства на них любых военных объектов. Находясь в режиме военного времени, страны-союзники закрыли на это глаза.

Базу следовало обезопасить с суши. Для этого стали строить полевые заграждения на расстоянии около 20 км от крепости. Инженеры не успевали возводить крепкие бетонные сооружения, а обходились временными укреплениями. Это стало ошибкой при планировании непотопляемой морской цитадели. Она была совершенно не защищена с берегов.

Во время Первой мировой войны Ревель стал базой для военно-морской авиации, поэтому еще одна значительная часть средств и сил была направлена на постройку сооружения для посадки самолетов-амфибий и ангаров для защиты авиации.

В ходе военных действий германское командование не стало атаковать Финский залив, враги решили проникнуть на территорию острова Эзеле через Ирбенский пролив и Рижский залив и оттуда по суху дойти до Ревеля. Чтобы не допустить прохождения вражеских кораблей в Рижский залив, командование начало строительство защитной батареи на Эзеле, а точнее на его полуострове Сворбе. Весь пролив был оборудован минными заграждениями.

План
Оборонительные батареи для защиты Ирбенского пролива

Первая батарея была готова в марте 1917 г. Германские войска уже подступили к берегам Курляндии, где заняли выжидающую позицию, чтобы в удобное время по самому берегу обойти русскую батарею. Угадав планы немцев, фортификационный штаб приказал увеличить дальность стрельбы артиллерийских установок. Теперь снаряды могли поражать противоположный от мыса Церель берег Курляндии. Установки на Цереле были самыми мощными по тем временам, при этом они двигались по рельсовым веткам. В одном снаряде содержалось до 60 кг пороха, что позволяло наносить судам противника сильнейший удар. Минусом таких установок была их абсолютная незащищенность.

В октябре 1917 г. немцы прорвали оборону и вошли в Рижский залив, после чего захватили острова Моонзундского архипелага. В результате боевых действий орудия и батареи пришли в негодность. Грандиозный проект морской крепости Петра Великого, созданный на бумаге, так и не был воплощен. Сохранившиеся части сооружения являются достоянием Эстонии и находятся под охраной общества по защите памятников.  

Самое интересное

ВходРегистрация

Вход

или

Регистрация